Polaroid Model 95. Прикоснуться к истории.

Polaroid Model 95. Наталья.

Polaroid Model 95. Наталья.

Polaroid в действии я видел всего один раз. В школе в первом классе на какой-то праздник пришел некто и с согласия родителей сфотографировал нескольких детей. Со стороны выглядело очень здорово: человек нажимает кнопку и через несколько секунд размахивает из стороны в сторону бумажной фотографией. Зачем ей размахивать, меня не очень интересовало, но то, что фотограф делал это с каждым новым снимком, отложилось у меня в памяти. Наверняка во всяких парках-зоопарках мельком мне удавалось встретить кого-нибудь с Полароидом, но ничего такого не запомнилось, потому что в таких местах смотришь на что-нибудь другое, а не на людей с фотоаппаратами.

Ну что такое Полароид в моём понимании? Продвинутая «мыльница», в которую надо вставить какую-то необычную и, как говорят, дорогую бумагу, а потом в камере после съемки очередного кадра происходит волшебство и получается снимок скорее всего сомнительного качества. И вообще это какое-то модное поветрие. Вот сам не знаю откуда у меня такие мысли были.

Наташка ездила в Москву, и привезла мне оттуда из антикварного магазина Polaroid Model 95, самый первый фотоаппарат для получения моментальных снимков. 1948 год! Мысль про модное поветрие ушла сразу. У меня был взрыв эмоций. Во-первых, это так называемое мной поветрие, оказывается, длится уже 66 лет. Во-вторых, выглядит эта «мыльница» как настоящее произведение искусства. В-третьих, пришло осознание того, что я невежда: да, знать всё невозможно, но моё отношение к камерам для мгновенной фотографии можно назвать только предвзятым, потому что я ни разу не удосужился почитать историю развития этой идеи. В-четвертых, теперь этот фотоаппарат наш.

На самом деле справочных сведений я нахватался ещё до приезда Наташки из Москвы. По её звонку уже знал, что она привезет с собой эту камеру. Вообще, это здорово, когда есть возможность прикоснуться к вещи, которая тем или иным образом повлияла на культуру или стала очередным значительным шагом в развитии технологии. Polaroid Model 95 как раз относится к таким вещам. Ну, как минимум, хотя бы потому, что он первый, потому, что именно этот фотоаппарат дал старт новому направлению в фотографии. Не смотря на возраст, камера сегодня не такая уж редкая, их около полутора миллионов штук было выпущено, в том числе и модификаций 95A и 95B.

И вот, весь я в предвкушении, значит, прикоснуться к истории, встречаю с поезда жену с подругой. Одна другой жалуется, как же тяжело с фотоаппаратом этим ходить. Я ещё усмехнулся, мол, дамы, что с них взять. Ну а дома уже, собственно, и прикоснулся… До этого момента я был убежден, что мой «Зенит-ЕТ» очень неплохое средство для самообороны на темной улице, и если его носить с собой поздно вечером, то от него сплошная польза будет. А сейчас мои взгляды резко поменялись, потому что первый Polaroid в этом смысле намного убедительнее выглядит: размерами примерно со строительный кирпич, весит около двух килограммов, сплошной металл.

Внешне камера была немного потрепанной. Не хватало двух кусков отделки из кожзама, кожаный ремешок изрядно потерт, местами были пятна плесени, и пружинный штырь, который является частью видоискателя, был сломан.

Наш экземпляр сразу после покупки. На верхней крышке осталась площадка от вспышки. На корпусе не хватает двух кусков кожзама. Плесень. Потемневший металл.

Наш экземпляр сразу после покупки. На верхней крышке осталась площадка от вспышки. На корпусе не хватает двух кусков кожзама. Плесень. Потемневший металл.

На верхней части корпуса есть ещё металлические крепления для вспышки, и металлический складной видоискатель с линзой. После осмотра камеры и поисков данных о материалах, из которых камера изготовлена, был набросан план реставрационных работ. Сначала удалили всю плесень. Следом решили отполировать открытые части корпуса. Камера большая, так что сделать это несложно, ну а так как это металл, то можно и полировальным кругом воспользоваться. Для защиты кожзама и линзы видоискателя использовали малярную ленту. Получалось неплохо, открытые металлические части стали выглядеть просто отменно. Но… Бывает недодел, а бывает передел… Черт меня дернул начать полировку оправы видоискателя. Оказалось, что это хром. И да, я таки стер его в паре мест до омедненого слоя. Под слоем пасты ГОИ просто не заметил. Печаль. В общем этот немного неудачный опыт показал, что к реставрационным работам стоит подходить ещё более ответственно, и что одними справками не обойдешься, нужны более глубокие знания. Хотя хром под слоем мутных пятен, пожалуй, сложно было отличить. Ещё пружинный штырь заменили новой пружинкой.

Похожих на использованный в отделке кожзам материалов мы пока так и не нашли. Но поиски продолжаем. Переклеивать кожзам целиком на что-то другое не будем. Долго думали, как поступить с ободранным мной видоискателем. Я сначала хотел его попробовать заново хромировать, но так как никогда этим не занимался, то были опасения, что только хуже получится. Да ещё и деталь такая, замену которой просто так не найдешь. Наташка сразу была против нового хромового покрытия, лучше, мол, так всё оставить. Но мы пришли к компромиссу: покрасили видоискатель автомобильной акриловой краской под хром. Внешний вид стал таким, каким и должен был быть, но краска держится непрочно. Хотя нам ведь только внешний вид важен, пользоваться этой камерой мы не собирались.

Не собирались, но больная голова… Да, нашли на ebay.com один цветной фотокомплект на шесть кадров для нашей камеры, срок годности которого истек в январе 1970 года, и заказали его. При этом присутствовал наш друг Лёха. Было видно, что после оформления нами заказа и озвучивания цены на это развлечение он искал подходящие слова, но сказать смог только это: «Ребята, вы слишком увлеченные люди».

Пока разбирались какой фотоматериал нам надо приобрести, нашли много интересного о моментальной фотографии тех лет. И вот какая штука, оказалось, что в нашей стране в 1952 году на основе Polaroid Land 95 производилась камера «Момент». Специально для этого фотоаппарата выпускались фотокомплекты, аналогичные американским комплектам Type 40. Внешне, конечно, «Момент» похож на Model 95, даже отделка корпуса имеет примерно такой же цвет, но видно, что над дизайном не слишком заморачивались. Вообще это замечание, на мой взгляд, справедливо ко многим советским камерам, которые разрабатывались на основе зарубежных фотоаппаратов. Наташки дед, когда первый раз увидел у нас этот Polaroid, вспомнил, что в молодости ему приходилось слышать про отечественный фотоаппарат для получения моментальных снимков, и он даже подумывал о приобретении такого чуда. Выяснил, во сколько ему будут обходиться такие фотографии, и пришёл к выводу, что слишком дорого. Да и самих камер он в открытой продаже ни разу не видел, что не удивительно, потому что за два года производства их было выпущено около 9000 штук.

С поиском информации о Model 95 не всё здорово, потому что на русском языке в Интернете мы про него почти ничего не нашли. Только одни упоминания о том, что такой фотоаппарат вообще существует. Поэтому пришлось самим переводить небольшие статейки коллекционеров из-за рубежа.

Конкретно наша модель выпускалась до 1953 года, а позже по серийному номеру мы определили, что наш экземпляр был произведен ближе к концу всего выпуска, то есть в начале пятидесятых. Серийный номер, кстати, находится на хлипком никелированном рычажке для открывания передней крышки камеры. Я ещё сомневался, действительно ли это серийный номер. Да и расположен он в каком-то ненадежном месте.

Сейчас наш Polaroid находится в стадии завершения реставрационных работ. На очереди шесть кадров фотокомплекта.